Начни учиться

Интенсивный тренинг от начинающего юзера до маститого профессионала за месяц!

пятница, 29 марта 2013 г.

Дурак на Руси больше чем дурак...


«Миром управляют сумасшедшие,
а держится он на плечах дураков»
(Платон)





1 апреля - ДЕНЬ СМЕХА или ДЕНЬ ДУРАКА.

Ода дураку



Петляет вечности река,
Смывает судьбы и века,

И в никуда из ниоткуда

Течёт незрима, глубока…



Идут по берегу реки

И умники, и  дураки,

У умников полны котомки,

У дураков они легки.



Зимой, сезону вопреки
Смешно одеты дураки:
Их согревают из одежды
Святой надежды пиджаки.

Пылает в душах и очах
Любви немеркнущий очаг,
Они в добро и в сказки верят,
Чем держат мир весь на плечах.

Они просты, как детвора,
Зачем им мяч из серебра?
Их украшает добродетель,
И ни к чему им мишура…

У умников – богатств не счесть,
Им сундуков их не донесть,
И если рядом нет лошадки,
Всегда дурак на это есть.

А если где-то что не так,
Всегда готов помочь дурак,
Хоть сам он слаб и беззащитен,
Но без него нельзя никак!


Когда не станет дурака,
На землю рухнут облака,

Покуда он живёт на свете-

Струится вечности река!

(Екатерина Каюрова)





А вы знаете, когда появились дураки? 
Немного этимологии… Если на поставленный вопрос не терпится ответить фразой типа «с незапамятных времен» или «они были всегда», – прошу вас, все же повремените. Давайте для начала хоть договоримся, о каких дураках идет речь. Они ведь бывают (и бывали) разными. И не только в смысле разноуровневого положения на шкале дурости… а, например, с точки зрения значения самого слова.

Дурак (дурень) «У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак». (П. Ершов «Конек-Горбунок») С этимологией же самого популярного у нас «слабоумного» ругательства дело настолько запутано, что я так и не смог докопаться до истины. 

Разные исследователи находят истоки этого слова в совершенно разных языках. Одни выводят его из тюркского корня «дур» (стоять) и считают, что «дураками» назывались уже упомянутые нами языческие истуканы. Кстати, в современном турецком языке слово «остановка» звучит именно как «дурак». 


Другие считают, что в основе «дурака» – литовское durti – «колоть», «жалить», «ударить», которое прошло следующую эволюцию – «ужаленный», «бешеный», «безумный», «глупый». Третьи же считают «дурака» исконно славянским словом, происходящим от глагола «дуть». 


Кроме самого распространенного в современном языке определения, припечатывающего называемого или предполагаемого человека упреком в глупости, неразумности и т.п., имеется целый ряд иных суждений. Одни толкователи отсылают интересующихся к утверждению историка Н.Костомарова о том, что дурак – это плетка, которой муж наказывал нерадивую жену (а мог запасти ее, в некоторых случаях, непосредственно к свадьбе, которую и праздновал с уже заложенным за голенище сапога знаком всегдашнего устрашения). Вот ужас-то! 


Для других предпочтительнее мнение С.Мазуркевича, который в «Энциклопедии заблуждений о сексе» заявляет, что изначальный смысл этого понятия – фаллический, а Иванушка наш – это образ непрестанной готовности мужского детородного органа, что на Руси назывался, кстати, словом «уд» (удочка рыболовная, кстати, оттуда ж, как и удовольствие). 


Третьи сравнивают дурацкий образ с орудиями для вбивания свай (называется – дура, впрочем, иногда – баба, стало быть, выражение «баба-дура» – это не о женщинах, а об этих снарядах) и с разновидностью топора, который зовется колуном.


 Не буду спорить ни с одной из версий, лучше назову ту, которую считаю наиболее основательной, а потому и убедительной. Она исходит из того, что дурак – это упрощенная форма иного понятия. Итак, перефразируя всем известную истину применительно к теме беседы, можем сказать: - В начале было слово. И слово это было… другак. 






Нетрудно обнаружить, что значение его – другой. Кстати, расхожим оно было донельзя: где только не употреблялось! Уточним у В.Даля? Ну, хоть бы пару-тройку-пятерку значений, а? Тогда узнаем, что на Дону так именовался настой воды на виноградных выжимках. (Ох, лукавит классик, из этих выжимок потом гнали вино второго сорта, в отличие от знаменитого первача!)


Хлебные зерна второго разбора, второй налив пива или кваса, второй пчелиный рой из улья, лук репчатый на втором году всхода и т.д. Интересно, да? Но нетерпеливый читатель вправе задать вопрос: почему второсортное вино не назвали дураком?! Почему эту сомнительную честь отдали человеку?! Что ж, прерываю, пусть и своевременные, на мой скромный взгляд, рассуждения, и перехожу к самой сути вопроса.

… А дело в том, что слово «дурак» часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов – мол, что с дурака взять? К тому же, в народных сказках Иван-дурак – персонаж хотя и поначалу бестолковый, но в целом – симпатичный, добрый, бескорыстный. И везет ему не в пример больше, чем его расчетливым и практичным братьям




 Была такая традиция у предков наших: дабы не попало дитятко народившееся «за черту» (за черту жизни, то есть к нечисти, известной потом под именем чёрта), не дозволять публичного оглашения подлинного его имени, пока не вступит в отрочество, т.е. пока не достигнет 13-14 лет.

 Нетрудно заметить, что этот возрастной рубеж у нынешнего читателя может непроизвольно ассоциироваться с более поздним выражением «чертовой дюжины». Но, как сказали бы отроки XXI века, фишка в том, что временные имена, приписывавшиеся младенцам, по культурной традиции были связаны с очередностью их появления в семьях.

 Первак – первенец (помните: «Старший умный был детина»), а дальше… Третьяки, Четвертаки. Стоп. Стало быть, Другак – это второй ребенок в доме? Ан нет. И знаете, почему? Другак – это не только второй, но и иной. Иначество выражалось в том, что это был самый младший в семье, который, «взойдя в возраст», оставался с родителями и наследовал дом и хозяйство, в отличие от старших, которые получали надел при женитьбе/замужестве.


 И теперь как не понять, что двигало братьями сказочного Иванушки, которые его губили… Он был Другак! И туманности насчет обещаний царя-батюшки отдать царство тому, кто одолеет, добудет и т.п., могли означать предыдущие наветы на законного наследника в дохристианскую пору, когда по заведенному праву наследовал не старший, как потом установилось, а младший. 



Великий и могучий русский язык! Ты, как все, течешь и изменяешься. Слово «другак» упростилось до «дурака». Иванушка шагнул в сказки не Третьяком иди Четвертаком, а дураком. Но в том на ту пору не было ничего обидного. А ну-ка, пройдитесь по древним грамотам, поищите там, кто звался-именовался таким образом: ого-го, какие имена достославные вспомните!




Да хотя бы князь Федор Семенович Дурак Кемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин. И нынешние Дуровы, Дурасовы, Дурягины, как и Другаки – не о пренебрежении к роду говорят, а свидетельствуют о старинности его. И этот след не всякий прочитает, а мы с вами теперь можем. 

Впрочем, не спешите всех сразу в князья определять… могли они выйти из крепостных, принадлежавших барам… но и сохранивших, тем не менее, их родовое имя. Настала пора ответить и на главный вопрос: когда появились дураки? 

Это очень просто, если иметь в виду нынешнее понимание слова: оно возникло в XVII в., когда о младшем, сиречь менее других в дому опытном, стали говорить: «Глупо дело». Дело из выражения улетучилось, а глупость привязалась, ухватившись и за сказочного героя, которого прежде никто в том не упрекал. Но когда это переосмысление вошло в оборот, народ русский уж так разрезвился!..  

Ну а в XVIII веке слово «дурак» становится нарицательным и обидным. Из А. Пушкина: «...Иль ты сердит: помилуй, брат, за что? Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово… «Ох! отвяжись, я знаю только то, Что ты дурак, да это уж не ново». «Счастлив ты в прелестных дурах, В службе, в картах и в пирах...» Из «Энеиды» И. Котляревского: «Еней, к добру з натури склонний, Сказав послам латинським так: «Латинус рекс єсть невгомонний, А Турнус пессімус дурак…» «– Специфика дурака затрагивает не сферу поведения, а сферу сознания. 





Слово дурак - самое, пожалуй, невинное из бранных обозначений глупого, тупого человека - породило массу крылатых фраз, пословиц и поговорок, устойчивых сочетаний, фразеологизмов, широко распространенных в разговорной речи.




Фразеологизмы и устойчивые сочетания




  •  дурак дураком
  •  валять дурака, свалять дурака, сыграть дурака
  •  оставить в дураках, остаться в дураках
  •  нашёл дурака или ищи дурака
  •  сказать дурака
  •  ломать дурака
  •  на дурака
  •  набитый дурак
  •  попка дурак




Дурак бывает и набитый , и отпетый, и стоеросовый, и круглый, и законченный... Дурака можно валять, а можно и оставить кого-то в дураках, и самому в дураках остаться, когда случается не на дурака напасть, говорят также и без дураков, ищи дурака и нашел дурака... 


Когда среди общего разговора внезапно наступает глубокое молчание, то замечают: "Дурак родился"... Желая подчеркнуть, что некий факт известен всем, мы восклицаем: "Да это и дурак знает!"

Смысл этих фразеологических оборотов в целом понятен, но происхождение некоторых сочетаний требует специального экскурса в их историю.


 "Историко-этимологический словарь современного русского языка" П.Я. Черных указывает на не вполне ясное происхождение общеславянского корня -дур-, отмечая при этом, что само слово дурак как нарицательное существительное появилось в письменных памятниках не ранее XVII века, а прозвище дурак известно с XV. 


При всем многообразии предположений о родстве славянского дурака с греческими, литовскими, древнеиндийскими и проч. корнями, наиболее убедительной выглядит точка зрения о связи общеславянского дурь с дути (дуть) (Ср. русское диалектное дутик - спесивый, надменный человек; просторечное дуться - сердиться, в говорах - пыжиться).


"Этимологический словарь русского языка" М. Фасмера дает только одно, диалектное, значение слова дурак – тыква, возможно, появившееся в результате контаминации слов д ыня и б урак .

Выражение без дураков  обычно принято относить к «бильярдному» языку. В некоторых разновидностях игры в бильярд требовалось положить в лузы определенное количество шаров. Засчитывались и шары, случайно вкатившиеся в лузы. Такие шары назывались дураками. Некоторые игроки предпочитали такие шары не засчитывать, играли "без дураков".


Со временем это выражение стало общеупотребительным.
Однако, по всей видимости, оборот без дураков имеет более давнюю историю и родился он под сводами царских палат Московского кремля. Когда при царском дворе собирались родовитые бояре "думать государеву думу", принимать серьезные решения, такие заседания проходили, так сказать, "при закрытых дверях", без дураков, то есть шутов и шутих, которые развлекали бояр. 



Теперь становится понятным значение выражения, оно значит: "без шутов", то есть со всей серьезностью, без шуток.


А вот происхождение выражения оставить в дураках (поставить кого-либо в глупое положение) вполне прозрачно: оно напрямую связано с карточной игрой в дураки.



Дурак дураком говорят об очень глупом, тупом человеке или о том, кто оказался в глупом, неловком, смешном положении. Выражение построено по модели компаративно-тавтологического сочетания, реализованной в языке в виде множества устойчивых словосочетаний типа тюфяк тюфяком, бревно бревном и т.п


А вот законченным дураком может называться только крайне неразумный, безнадежно глупый человек. Выражение - калька с французского "un sot acheve". 

Синонимами этого фразеологизма можно считать выражения круглый дурак и отпетый дурак , хотя в последнем случае надо иметь в виду, что прилагательное отпетый (этимологически связанное с отпеть) придает сочетанию особое экспрессивное значение: "совсем пропащий, отъявленный", "вычеркнутый из списка достойных жизни людей".


Фразеологизм валять дурака известен в двух значениях: 
1. Притворяться непонимающим, глупым; паясничать, дурачиться и 
2. Бездельничать, праздно проводить время. 


По мнению В.М. Мокиенко, автора книги "В глубь поговорки" (Киев, 1989), исконным для этого оборота является как раз второе значение, связанное с детской игрушкой-неваляшкой, обычно представлявшей собой Иванушку-дурачка (ваньку-встаньку), которого и пытаются повалить во время игры.


 А значения "паясничать, дурачиться, шутить", "притворяться глупым", "поступать не так, как следует" развилось у выражения валять дурака под впечатлением несуразности такого занятия для взрослого человека. Оборот вобрал их в себя лишь после формального сближения с сочетаниями типа ломать (корчить, строить, разыгрывать) шута (клоуна, скомороха). 



Нашла и другое объяснение этого оборота: Как известно, на Руси для вызова дождя и урожая попов катали по полям. Я, по невежеству своему, раньше считала, что "катали" - это значит возили на быке, на плуге... Не задумывалась я об этом и, соответственно, не врубалась, что "катали" в прямом смысле: катание (кувыркание) по земле - обрядовое действие, проводившееся в разные периоды календарного года...


Представляет собой акт прикосновения к земле путем перекатывания на спине с боку на бок, с надавливанием на землю тяжестью своего тела, либо путем кувыркания через голову...

Среди обрядовых катаний (кувырканий) выделяются различные формы, к которым относят: катание крестьянами священника или дьякона во время Пасхальной недели (варианты: в Егорьев день, в Вознесение) после молебна на ржаном либо льняном поле...


Обряд катания или кувыркания через голову, зимой - лежание, валяние. Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы "снопы были тяжелыми", "посевы тугными"; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно» . Обычай этот батюшкам, понятное дело, не нравился, но что только за деньги-то не сделаешь...


Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб.
А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания


"Жил был поп, толконный лоб" - написал Пушкин в 1831 году. ("Толоконный лоб" - презрительная кличка глупца, дурака).
На мой взгяд, учитывая отношение в народе к попам - "толоконным лбам", версия "валяния дурака по полю" выглядит более обоснованной (учитывая, что у Мокиенко не обоснована ассоциация ваньки-встаньки с Иваном-дураком)


Валять дурака: валять ваньку, выкаблучиваться, ловить ворон, балаганить, кривляться, выкобениваться, лоботрясничать, балаганничать, паясничать, куковать, ловить мух, продавать глаза, ломаться, груши околачивать, пролеживать бока, ловить галок, ломать петрушку, разыгрывать шута горохового, болтаться без дела, ломать ваньку, выламываться, корчить дурака, разыгрывать шута, валять петрушку, плевать в потолок, шизовать, слоняться без дела, ломать дурака, колбаситься, дурить, дурью маяться, фиглярничать, скоморошничать, школьничать, волобуйствовать, глупить, бездельничать, проказничать, волынить, вести себя глупо, дурью мучиться, делать глупости, гаерствовать, шалить, лындить, 
волобуйничать, выеживаться, болтаться, ерундить, сачковать, раздолбайничать, фиглярить, шпанать, выстебываться, загорать, шланговать, гаерничать, раздолбайствовать, дурачиться...


Завершая разговор о плодовитости дурака в русской фразеологии, вспомним и строки из песни Булата Окуджавы: "Дураком быть выгодно, но очень не хочется ..."




Пословицы и поговорки о дураках:



  • у плохого мужа - жена всегда дура
  • мужик умён, да мир дурак
  • с дураком шутить опасно
  • заставь дурака богумолиться - он себе лоб разобъёт и другим ноги поотшибает
  • рад дурак, что глупее себя нашёл
  • чужой дурак -веселье, а свой - бесчестье
  • бить дурака - жаль кулака
  • учить дураков - не жалеть кулаков
  • дурак - кто говорит не так
  • и в шапке дурак, и без шапки дурак
  • и дурак поймёт, как масла в кашу положат
  • на дурака была надежда, а дурак-то поумнел
  • дураку не ум помешал
  • замок для дурака, а печать для умного
  • на худо и дурака станет
  • на дураков кнутья
  • не дурак, а родом так
  • поглядел дурак на дурака да плюнул: эка невидаль - кака
  • дуракам закон не писан, дураками он написан (современная)
  • дураки о добыче спорят, а умные её делят
  • дурак, он и в Африке дурак
  • дураку и Бог простит
  • дураку по пояс, а умный сух пройдёт
  • стоит дурак, на нём колпак, ни шит, ни бран, ни вязан, а весь поярчатый
  • умён человек, да только ум дураку достался
  • что ни сделает дурак, всё он сделает не так
  •      Век - живи, век - учись, а дураком помрёшь 
  •  Свой дурак дороже чужого умника
  •  С дураком поневоле согрешишь.
  • Тот дурак, кто сам себе враг.
  • У него в голове реденько засеяно.
  •  Рад дурак, что пирог велик, а не знает дурак, чем набит.
  •  Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то — не так, потому что он — дурак.
  •  Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
  •   Дурак красному рад.


Из коллекции В.И. Даля

  •  Дурак дурака и высидел.
  •  Дурак закинет, а умный доставай.
  •  Дурак любит красно, солдат любит ясно.
  •  Дурака бьют, а умный не суйся!
  •  Дураки о добыче спорят, а умные её делят.
  •  Дураку и Бог простит.


Пословицы и поговорки других народов

  • В браке обычно один дурак. 
  • Только когда два дурака женятся, из этого может что-то получиться. (немецкая)

Дурак-недотепа — непременный фольклорный герой пословиц, поговорок, бытовых сказок любого народа. Из-за своей глупости он предпринимает нелепые шаги, противоречащие здравому смыслу, или поступает невпопад, несообразно обстоятельствам, как герой русской сказки, говорящий при выносе покойника «Таскать вам не перетаскать», а при сборе урожая «Канон да ладан». Такой герой (точнее, антигерой) является назидательной иллюстрацией («Это бы слово, да не так бы молвил») или объектом насмешки рассказчика.


Дурак-шут — одна из наиболее архетипичных фигур культуры, он соединяет в себе черты дурака «настоящего» и только притворяющегося дураком. Объединённые нарушением законов логики и социальных норм насмешка, проказа, хитрое плутовство и глупость совместно противостоят стабильному, обычному миру, и являются вневременным противостоянием.


Дурак-простак, «простодушный дурак» — скорее литературный, чем фольклорный персонаж. Его наивность, цельность, его естественные чувства могут противопоставляться неестественной для человеческой природы системе ценностей и предрассудкам мира разумных. О том, что действительно важно для человека, он знает больше, чем окружающие его «нормальные» люди.

 Пример такого героя в современной культуре — Форест Гамп, близок к нему «Идиот» Достоевского — князь Мышкин. Смыкается с этим образом и устоявшееся в XVIII—XIX веках театральное амплуа честного малого-«простака». Понятие der reine Tor, "невинный дуралей", использовано Вагнером для создания образа Парсифаля.


Дурак- юродивый, как фольклорный и литературный, так и действующий в этой роли в реальном мире средневековья, говорит и действует несообразно принятому обычаю, но его поступки для окружающих скорее страшны, чем смешны. Совершая глупые действия, дурак-юродивый критикует неправду мира «нормальных», выступает против несправедливости и нарушения наиболее базовых для своего времени законов «божеских». 

«По-глупому» отказываясь от благ и общепринятого уклада, он приобретает право шутов и дураков: говорить правду. В новое время, по-видимому, этот образ потерял свою востребованность, хотя объединяющие его с дураком-простаком мотивы, выраженные в пословицах «Дураку и Бог простит» (нищета духа, как ценность) и «Правду видят дураки», сохраняют свою актуальность.


Близко к позднейшему литературному «простодушному дураку» стоит герой русского фольклора, Иван-дурак. Его предполагаемая глупость может и вовсе не проявляется, а может выражаться в «непрактичности», когда Дурак жертвует какими-то ценными благами ради мечты или идеала, не придает значения совершенным подвигам или не умеет доказать их авторство. 

Нередко в начале сказки он несчастен и обездолен (третий, младший сын, которому не достается ничего). Проявляя, как правило, настойчивость, а нередко и хитрость, Иван-дурак успешно проходит все испытания и к концу сказки вознаграждается богатством, рукой царской дочери и т. п.

 Дурак в заглавиях литературных произведений:


  • «Дурак», Иван Сергеевич Тургенев, 1878 г.
  • «Дурак», Евгения Чуприна, 
  •  «Дурак»,Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, .
  •  «Дурак», Антон Павлович Чехов, .
  • «Путь дурака», Сотилиан Сикорийский, 
  • «Кот без дураков», Терри Пратчетт, 1989 г.
  •  «Дурак в поход собрался», Клиффорд Саймак, 
  •  «Школа для дураков», Саша Соколов
  •  «Корабль дураков», Себастьян Брант
  • «Корабль дураков», Кэтрин Энн Портер,  

Синонимы

1.Балбес, балда, болван, глупец,  дуралей, дебил,  дурачина,  дурень,  дубина стоеросовая, идиот,  обалдуй,  олух,  олух царя небесного, остолоп,  простофиля,  тупица, тупизна,  фофан; переносное: осёл, пень.
2.  Шут, скоморох, клоун

Антонимы

1.Умник, умница, гений; по гендерному признаку: дура.






Высказывания


  • «Дурак — всякий инакомыслящий.» Г. Флобер
  • «Дурак — это человек, считающий себя умнее меня.» С. Лец
  • «Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умными.»  В.О. Ключевский
  • «С дураками следует считаться ввиду их численного превосходства.» Ю. Семёнов
  • «Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны быть предметом тщательного изучения умными.»  В.Б. Шкловский.
  •  «Услужливый дурак опаснее врага.» И.А. Крылов






ЖЕЛАЮ НЕ ПОПАДАТЬ
В ДУРАЦКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ!

Да, можно получить справку, что вы дурак, но... осторожно! 






Здесь такие справки выдают      www.ya-durak.ru/id49651   

Выдача справки бесплатно, а вот удаление её из сети Интернет уже за денежку!




Будьде бдительны, друзья!
 С ПЕРВЫМ АПРЕЛЯ!!!


P.S.
Видал немало на своём веку
И, вроде бы, давно уже с усами -
А получилась ода дураку...
Вот только кто дурак - решайте сами.








15 комментариев:

  1. Вот это материалище! Вот это КОПИЛКА! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лидия Андреевна, не зря во всех сказках дуракам везёт! Есть же какой-то тайный смысл в этом!)))

      Удалить
  2. Лариса Германовна, я и не думала, что так много и полно можно рассказать о дураках... А симпатичный нарисовался образ! И Сократ прав, что на дураках земля держится; и Окуджава правду говорит... А истина где-то посередине...
    Очень интересным получилось ваше исследование!Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Фёдоровна, благодарю за добрый отзыв. Уж очень старалась (как в поговорке: заставь дурака богу молиться...)

      Удалить
  3. Спасибо, Лидия Андреевна и Тамара Фёдоровна. Эта тема меня давно интересовала.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Лариса Германовна! Нас, творческих, ищущих что-то новое, все равнодушные считают дураками,мол, делать нам нечего, усложняем себе жизнь. А мы объединяемся, у нас общие интересы, увлечения и живём мы в своём мире, творческом, интересном.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Викторовна, благодарна за встречу, за поддержку.

      Удалить
  5. Здорово. Вот уж не думала, что можно так интересно раскрыть эту тему.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю,Светлана. Чаще улыбайтесь. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

      Удалить
  6. Спасибо.Исследование замечательное! Не переведутся дураки никогда! Ну и пусть живут: на них земля держится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Ивановна, дураки - украшение нашей жизни. Возможно поэтому они на Руси и не переводятся)))

      Удалить
  7. Лариса Германовна,без дураков будет скучно. Спасибо за подробное описание "особо одарённых людей".

    ОтветитьУдалить
  8. Страничка пополнилась свежими материалами, такими интересными. Жаль, что 1 апреля не выходной, а то бы отметили с размахом!

    ОтветитьУдалить
  9. Какой богатый материал! Дурак оказывается не такой уж и дурак...

    ОтветитьУдалить
  10. Чудесный материал! Очень интересно,спасибо!

    ОтветитьУдалить